Средства гармонизации композиции. Ритм и метр. Часть 1. Метр
Поговорим о движении в композиции. Какое движение может быть
из наших кусочков и ленточек, вот они лежат перед нами и никуда не двигаются,
подумаете вы, и решите, что я опять все усложняю. Конечно, тряпочки не будут
двигаться сами по себе, но расположив их определенным образом, мы сможем
передать ощущение покоя или движения, которые воспринимается нашим сознанием, и
даже не просто движения, а медленного или быстрого. О... Зачем нам это? Все
просто. Оформляя вышивку, иногда хочется создать более живую композицию или
наоборот, более спокойную. Вот тут и пригодится информация этого этапа, который
будет в 2-х частях.
Часть 1.
Метр
Ощущение движения создается посредством повтора элементов
композиции. Повторы могут быть двух типов: метрические и ритмические.
Метрические – это неоднократное повторение одинаковых
элементов через одинаковые интервалы (рис. 1).
Рис. 1 |
Метрические повторы характеризуют композицию как спокойную.
Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной, однако при большой
протяженности метрическая композиция может выглядеть монотонной. Чтобы избежать
монотонности можно сделать следующее:
1)
изменить отдельные свойства повторяющихся элементов,
например, рисунка ткани (рис. 2),
2)
выделить в метрическом ряду группы элементов (рис. 3),
3)
установить между группами разреженные интервалы (рис.
4),
4)
оживить метрический ряд за счет включения в него
акцентов, например, изменение тона, цвета, фактуры некоторых элементов (рис.
5),
5)
сочетать в композиции несколько метрических рядов
разного построения (рис. 6).
Для того чтобы композиция на основе метрического повтора
была завершенной, ряд должен иметь начало и конец. Их можно оформить различными приемами:
- акцентировать крайние или близкие к ним элементы (рис. 7);
- увеличить интервалы перед крайними группами элементов
(рис. 8);
- усилить акценты на центральном элементе/группе (рис. 9);
- включить в крайние группы инородные элементы (рис. 10).
Если повторяющиеся элементы должны располагаться близко друг
от друга, метрический ряд может оказаться перенасыщенным. Тогда элементам
тесно, фон их не держит и повтор не воспринимается. Сохранить целостность ряда
могут помочь нюансные решения элементов, например уменьшение насыщенности их
цвета. Использование контрастных приемов, наоборот, будет способствовать
перенасыщению композиции. При разреженной композиции элементы ряда будут
теряться.
Повтор как некий порядок начинает восприниматься с того
момента, когда количество элементов не улавливается мгновенно. 5 элементов еще
подсознательно считаются, а 6-7 и более воспринимаются уже как группа. Следовательно, при шести и более элементах на
восприятие воздействует закономерность многократного повтора.
Инструкция к выполнению по этапу 5:
- Вышить заданный дизайн. Схема ЗДЕСЬ
2. Оформить вышивку используя:
любые материалы без ограничений
3. Показать в готовом изделии:
- метрический ряд с группами
элементов;
- завершенность композиции.
4. Не забываем про фото
«творческих мук».
P.S.1 Несколько слов на языке наших тряпочек. В качестве
квадратиков, которые я приводила на рисунках (элементов ряда), могут быть
использованы кусочки тканей, тесьма, кружево и пр. Акценты можно сделать с
помощью пуговиц и др. форм. Вышивка не может считаться элементом ряда, поскольку
она в единственном экземпляре, поэтому ряд должен будет служить средством
оформления нашей бабочки.
P.S.2 Цвета бабочки можно менять.
P.S.3 В теории дизайна важную роль играют интервалы между
элементами ряда. Однако думая о швейной стороне нашего дела, думаю, можно сшить
элементы встык между собой (кому это будет необходимо). Единственное условие
здесь – чтобы элементы не сливались между собой, а хорошо воспринимались
взглядом, были различимы.
Наташа! Спасибо за такую интересную теорию! Очень рада что участвую в этом проекте! Задание понятно!
ОтветитьУдалитьНаташа, с отчетом по 4-й части запаздываю, но он будет - мотив вышит, идея придумана, тряпочки подобраны. Осталось найти время :) А мне это сейчас очень непросто :) - ремонт + "огородный сезон"+ дни рождений (у мужа и знакомых) :) Постараюсь не затягивать и после выходных отчитаться, буду стараться.
Наташа, а скачать pdf теперь нельзя?
УдалитьВот это да! Боюсь сломать моСК )))) Надо ещё раз несколько прочитать, но уже знаю, где будет эта бабочка!
ОтветитьУдалитьДа, тоже со скачиванием не поняла: теперь только в интернете можно увидеть схему, к себе на копм не сохранить?
УдалитьНаташа, спасибо за бабочку!
ОтветитьУдалитьДевочки, я схему сразу распечатала.
а у меня интернет в одном месте, а принтер - в другом отделе (на работе), мне неудобно сразу печатать...
УдалитьДевочки, скачать можно файл в свободном доступе, просто надо зарегистрироваться на этом Colomeo. Сайт безопасный, с него ничего не приходит, так что это не страшно.
ОтветитьУдалитьПросто свой сайт, с которого вы скачивали раньше, закрываю, а в блог pdf не загружается, к сожалению. А размещать в других форматах не хочу.
Жмете на заглавие "Бабочка" подчеркнутое - активная ссылка, переходите на Colomeo, входите под своим логином и скачиваете.
ОтветитьУдалитьОтчитываюсь за 3 этап. Знаю, что поздновато, но фантазия у меня видно скудная: нюанс так и не покорился. Хоть я и поняла теорию.
ОтветитьУдалитьhttp://mirchudes-lana.blogspot.ru/2013/07/blog-post.html
Я что ли первая на этом этапе? )))
ОтветитьУдалитьНатуль, зайди покритиковать, пожалуйста, а то скоро в отпуск уезжаю, и будет меня мучить неизвестность... как не сданный зачёт))))
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьhttp://olen4ek.blogspot.ru/2013/07/sal-5.html я закончила 5 этап
ОтветитьУдалитьНаташа, я с ОГРОМНЫМ опозданием, но все-таки доделала этап. Посмотри, пожалуйста: http://bogkrukodelie.blogspot.ru/2013/08/sal-5.html
ОтветитьУдалить