понедельник, 20 мая 2013 г.

SAL. Сам себе дизайнер. Этап 4

Средства гармонизации композиции. Симметрия – асимметрия

При создании композиции автор старается передать определенное настроение через цвет, форму и расположение элементов. Условно любую композицию можно отнести к 1) спокойной и уравновешенной или к 2) нервной и динамичной. Существует набор средств гармонизации, посредством которых и создается то или иное настроение будущей композиции.

Первая пара средств - это симметрия и асимметрия.
Эти два понятия характеризуют местоположение элементов композиции относительно главной оси:
-  если элементы композиции находятся на одинаковом расстоянии от оси, плоскости или центра, то композиция выступает как симметричная, 
- если элементы композиции значительно отклоняются от оси, плоскости или центра, в ту или иную сторону, то композиция выступает как асимметричная.
В композиции могут сочетаться несколько осей симметрии (см. рис. 1). Пунктиром обозначены оси симметрии.
Рис.1 Варианты сочетания осей симметрии
Когда речь идет о симметрии, необходимо изучить понятие равновесия, как о необходимую характеристику любой композиции. Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Абстрактно представим равновесие в виде механических весов.
В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.
Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он перевесит меньший.
Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:
 Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, переместив больший предмет ближе к центру:
Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм, пятен цвета. Если вы заметили, что какая-то деталь композиции сильно перевешивает все остальные, вы можете попробовать изменить ее цвет, освещенность, форму или уравновесить ее при помощи какого-либо другого предмета, добавленного с противоположной стороны.
Вы сейчас задаетесь вопросом, при чем здесь весы и как перенести это на тряпочки? Вот несколько примеров из рукодельных творений.
Рис. 2
В дизайне этой сумки на рис. 2 очень наглядно видны оси симметрии: несколько вертикальных осей в верхней половине и горизонтальная ось между верхней и нижней половиной, как на рис. 1.
Рис. 3
В подушке на рис. 3 воображаемую ось можно провести между тканью с вышивкой и красной тканью. Композиция асимметричная. Вышивка больше по размеру, но легче за счет светлого цвета. Она сочетается с более узким кусочком красной ткани, если бы кусочки были одинаковыми, красная ткань перевешивала бы композицию, перетягивала внимание на себя из-за насыщенного цвета. Представим, что не было бы кружева, пятно красного цвета все равно перевесило бы вышивку. Поэтому автор задекорировал красный цвет кружевом, которое слегка разбавило однотонный цвет. На этом примере видно, как цвет и его насыщенность могут влиять на восприятие изделия целиком.
Рис. 4
Мой чайный коврик на рис. 4 асимметричен. Большая и маленькая картинки при сохраненной оси по центру. Большую примулу я пыталась уравновесить маленькой вышивкой, поэтому пришила к ней дополнительную тряпочку, и с этой же стороны пустила вьюн. Даже общий прямоугольник имеет наклон влево, чтобы сделать мимозу более "тяжелой" с помощью зрительного восприятия.

Инструкция к выполнению этапа 4:

1. Вышить заданный дизайн. Схемы здесь.
Летний диетический тортик
2. Использовать в оформлении вышивки:
 - 3 вида ткани помимо вышивки,
 - 1 тесьму или ленту,
 - толстые нитки (все, что толще мулине и швейных ниток).
3. В композиции показать асимметрию.

18 комментариев:

  1. ой-ой-ой.... уже 4 этап.... а я вышыла на 3 этап картинку, но не оформила еще.... :(

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Наташа, за летний тортик. Задание очень интересное.

    ОтветитьУдалить
  3. Какой вкусный тортик! пойду пить кофе и думать)))

    ОтветитьУдалить
  4. Ура, новое задание и с готовой схемой! :))))
    Наташа, у меня лабораторная работа - это самое сложное задание, потому как до сих пор (!!!!) не определилась со схемой! Проблема выбора (схемы) - это кошмар какой то :)

    Наташа, у меня как всегда вопросы :) Я не поняла про оси симметрии...
    Например, на рисунке 1, картиночки 1.1, 1.2 и 2.2 - понимаю и вижу что части рисунка симметричны относительно оси симметрии, которая в этих картинках проходит по центру по вертикали.
    А, например, 2.1 или 2.3, 3.3 - что такое там ось симметрии? Ведь это асимметричные картинки? Или я неправильно понимаю?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, а где эти 2.1, 2.3, 3.3?

      Удалить
    2. Это я рисунок 1 так разделила, на маленькие рисуночки :) Он же состоит из маленьких рисунков. У тебя же там матрица 3х6 (3 столбца, 6 строк), вот я их так и обозначила :))))
      2.1 - вторая строка 1-й рисунок :)
      2.3 - вторая строка 3-й рисунок
      3.3 - третья строка 3-й рисунок :)

      Удалить
    3. )))
      Ось симметрии может быть и в асимметричной композиции. Отбросим слово "симметрии", оставим только "ось". Относительно нее будут располагаться элементы композиции: симметрично или асимметрично. На всех рис. оси выделены пунктиром. Просто где стороны не равны, там асимметрия.
      Ответила?:)

      Удалить
    4. Да, Наташа, ответила :) Без слова "симметрия" стало понятнее :)

      Удалить
  5. Я недавно к вам присоединилась, начала сразу с 4 этапа. Вот моя работа. Надеюсь, я правильно поняла задание)http://ogneda.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить
  6. Наташа, я готова, посмотри.
    http://elvama.blogspot.com/2013/06/4.html

    ОтветитьУдалить
  7. http://olen4ek.blogspot.ru/2013/06/sal-4.html у меня готово!

    ОтветитьУдалить
  8. И у меня, наконец, готово: http://bogkrukodelie.blogspot.ru/2013/06/blog-post_19.html

    ОтветитьУдалить
  9. И я успела!!!
    http://cvetelkarykodelka.blogspot.com/2013/06/dekor-korobki.html

    ОтветитьУдалить
  10. Девочки, я в этот раз не успеваю, простите! Следующий этап обязательно выполню! В связи с домашними заботами ни как не получается уделить время рукоделию...

    ОтветитьУдалить
  11. Девочки, я в этот раз пропускаю :( Тортик я вышила, но дальше что-то совсем застопорилось... Я решила, что лучше сделать с душой, когда муза посетит, чем что попало, лишь бы успеть к отчету.

    ОтветитьУдалить
  12. И я с отчетом очень задержусь , далеко уехала и почти без интернета . Мой отчет будет в начале июля . Хотя все с собой взяла , но подводит связь .

    ОтветитьУдалить

Всегда рада вашим комментариям!